ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ НОМЕР
         
Показать все
статьи из этой
рубрики
Показать все
статьи этого
автора
Показать все
статьи по этой теме
НАШИ ИЗДАНИЯ
Connect! Мир Связи
Каталог-справочник
НАШИ ПРОЕКТЫ
Наши авторы о важном
СОТРУДНИЧЕСТВО
Выставки и конференции
Connect Conferences
РЕКЛАМА



Яндекс Цитирования





Rambler's Top100 Rambler's Top100


Фотоклуб
ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ: ПИКТОРЕАЛИЗМ   Валерий Блюмфельд
При рождении фотографии в 1839 году к рассмотрению ее возможностей как вида искусства был привлечен известный в те времена художник Делярош. Ознакомившись с представленными дагерротипами, эксперт пришел к следующему выводу: «Правильность штрихов, точность всех форм в дагерровских картинах исключительные! В них художник находит одновременно замечательную модель и законченное произведение, одинаково богатые как в смысле оттенков, так и в смысле воздействия на зрителя».


В заключение Делярош отметил: «Удивительное открытие господина Дагерра представляется бесконечной услугой для искусств». Иными словами, уже первые дагерротипы были признаны так называемым «артефактом» — фактом искусства.


Поиск пути в искусстве

Ранние фотоснимки равнялись на графические произведения, и потому их достоинства оценивались по принципу схожести с графикой тех лет. Но техника фотографии быстро совершенствовалась, и к концу XIX столетия были решены все основные оптико-механические и физико-химические задачи по созданию фотокамер, а также процессов, которыми мы пользуемся в традиционной фотографии до сих пор.

Довольно скоро вдумчивым фотографам стало ясно, что схожесть фотографии с графикой — поверхностная. Фотография сильно отличается от рисунка и гравюр, имея свои особенности, а значит, и собственные пути развития.

Еще в 1860-х годах развернулась дискуссия о ретуши и ее пределах между «патриархом русской фотографии» С. Левицким и президентом французского фотообщества Даванном. Даванн заявил, что дело фотографа — лишь наметить на негативе общий рисунок объекта съемки, а художники-ретушеры дорисуют все остальное. Левицкий возражал, допуская лишь техническую ретушь, заключавшуюся в заделке мелких точек и пятен, зачастую появлявшихся в процессе съемки на мокроколлодионных негативных материалах. Левицкий полагал, что фотография должна нащупать свой особенный путь в искусстве, без привлечения традиционных графических средств.

По мере совершенствования объективов и повышения светочувствительности фотоматериалов различие между графиками и фотографами стало более определенным. Марей и Мьюбридж — пионеры моментальной фотографии — показали художникам точные, объективные снимки движущихся объектов: летящих птиц, скачущих лошадей, бегущих людей...

Художник Дега одним из первых признал несовершенство зрения человека, даже особо натренированного на изучение быстрых движений. Он считал себя одним из лучших специалистов по отражению посредством живописи движений лошадей в бегах на ипподроме, но фотографии Мьюбриджа разочаровали его в собственных способностях. Дега перестал рисовать лошадей, переключившись на танцовщиц, но только в жанровых сценах, где движения замедленны.


Фотокартины

Ранняя фотография, как ребенок, копирующий взрослых, следовала за веяниями и модами, формирующимися в живописи и графике. Портрет обязательно должен был показать модель в фставаться очень большим. Чуть позже, в 1860-х годах и далее, фон заполняли рисованными задниками, фабрики даже выпускали специальную мебель для фотоателье. Очень важной деталью ранних фотопортретов являлись руки снимающихся. Все эти шаблонные правила перенимались из живописи тех лет и обусловливались несовершенством фототехники.

Невероятным успехом пользовались особенные фотографии Оскара Рейландера. В 1857 году на выставке в Манчестере (Англия) он показал фотокартину очень большого для тех лет размера — 40х80 см, под названием «Два пути жизни». Картина была создана путем специальных съемок и монтажа более чем 30-ти негативов. Сюжет на библейскую тему рассказывал о светском молодом распутнике, злоупотреблявшем развлечениями и гастрономическими излишествами, что и привело его прямехонько в ад. В то же время другой молодой человек, который вел аскетическую жизнь, чурался красавиц, ел постную пищу и укреплял свой дух молитвами, попал, разумеется, на небеса…

По некоторым сведениям, эта картина, размноженная огромным тиражом до 10 тыс. экземпляров, продавалась с успехом в Европе по одному талеру (что равнялось 3 маркам) и принесла автору огромный доход. Вдохновленный успехом, Рейландер создал еще ряд фотокартин с помощью подобного монтажа.

Несомненно, своим успехом Рейландер способствовал повышению престижа фотографии, однако именно этим успехом он на длительных срок отвлек ее от поиска собственных путей творческой реализации как самостоятельного вида искусства.

За Рейландером последовала целая плеяда фотографов, разрабатывающих картинное направление. Г. Робертсон уже в следующем, 1858 году показывал публике свою работу «Жизнь затухает», на которой были изображены юная особа, умирающая от туберкулеза, и сломленные горем родители. Л. Кэрролл (автор «Алисы в стране чудес») выставил фотокартину «Утро». К этому же течению можно отнести многие монтажные работы Д. Камерон, известной фотохудожницы тех времен, ее работы отличались меньшей нравоучительностью и большей лиричностью.

Опуская для краткости изложения многие подробности, отметим, что и десятки лет спустя известный фотодеятель А. Горслей-Гинтон, редактор специального журнала, все еще ратовал в печати (и собственным творчеством) за картинные, близкие к живописи, фотоработы.

Иной путь избрали «предметники» — предтечи фоторепортажного жанра, ведущие свое начало от фотографов-путешественников. Они быстро овладевали передовой фототехникой и с большим энтузиазмом знакомили публику с экзотикой дальних стран и континентов, фотографируя уличные сценки, военные маневры, первых воздухоплавателей и различные катастрофы.


Противостояние

К 1900 году, когда основные задачи современной фототехники были разрешены, возможности «живой», моментальной фотографии были полностью доказаны. В это время в Австро-Венгрии появляются манифесты «Трилистника» и почти одновременно манифесты «Братского круга» в Англии, направленные пических традициях прошлых лет.

Этот протест против самостоятельности фотоискусства получил в литературе название «пиктореализм» (от английского picture — картина), что можно перевести как «картинное» направление в фотоискусстве.

Большую роль в пользу этого движения сыграли разработанные к тому времени особые способы фотопечати — фотогравюра, пигментные способы (масляный и бромомасляный), озобром, гуммидрюк и другие. Эти способы основывались на светочувствительности солей хрома. В процессе проявления хроможелатинной эмульсии можно было убрать или совершенно смыть лишние детали, лишить снимок налета «фотографичности». А объективы старых систем и новые разработки Н. Першейда создавали эффект нерезкости снимка, придавая ему флер туманности и недосказанности.

Манифест «Трилистника» был весьма благожелательно встречен любителями «изящного и прекрасного» и поддержан многими фотопрофессионалами. Главные авторы манифеста, Г. Ватчек и Г. Геннеберг, не были професионалами, однако Г. Кюн, примкнувший к профессуре, считал фотографию своей профессией. Вскоре за ними последовали К. Пюйо и Р. Демаши во Франции, Э. Нотман и Р. Дюркоп в Германии, Л. Миссон в Бельгии и многие иные известные фотографы. Пиктореализм обрел большую популярность.


Пиктореализм в России

Наиболее видным проводником данного направления в России стал киевлянин Н.А. Петров. В 1890-х годах он учился в Европе, где и произошло его знакомство с новомодным течением в фотоискусстве. Вскоре после возвращения на родину Петров становится председателем Киевского фотообщества «Дагерр» и в начале XX века собирает международную фотовыставку, на которой преобладали фотоработы европейских пиктореалистов.

В России в силу исторических причин всегда была сильна тяга к «штучному» производству, в пику европейскому тяготению к шаблонности. Кроме того, многие фотографы ратовали за социальный подтекст произведений искусства, вскрывающих внутренние конфлик



Заказать полную PDF-версию свежего номера Connect!



Показать все статьи по теме Другое

Поставьте свою оценку:
   1   2   3   4   5   

< Предыдущая статья

  
Следующая статья >

НАШИ ПРОЕКТЫ
ПРОСМОТР ПО ТЕМАМ
IP-телефония
Беспроводная связь
Бизнес-аналитика
Биллинг и OSS/BSS решения
Видеоконференцсвязь
Измерительная техника
Инфокоммунникации регионов
Информационная безопасность
ИТ-услуги
КИС (Корпоративные информационные системы)
Контакт-центры
КСПД (Корпоративные сети передачи данных)
Мобильная связь
Облачные технологии
Профессиональная радиосвязь
Серверные решения
Системы бесперебойного питания
Системы хранения данных
Ситуационные центры
Спутниковая связь
УПАТС
Фиксированная связь
Цифровое телевидение
TOP 20 СТАТЕЙ
Роль государства в обеспечении информационной безопасности
Консолидация телекоммуникационных ресурсов отраслей топливно-энергетического комплекса
Реквием по SoftSwitch
Трехсайтовая архитектура – реальная защита от катастроф
В Тулу за кальяноваром, или Что такое адаптивный call-центр
Ненадежность IP-телефонии: мифы и реальность
Четвертым будешь?
Путеводитель по рынку OSS-решений
В жизни все бывает, поэтому сделайте резервную копию…
Оптимизация энергопотребления в современном ЦОД
VSATизация России – промежуточные итоги
Современные программные телефоны
Аккумуляторные батареи для современных ИБП
Особенности информатизации телекоммуникационных компаний в России
Отечественные производители телекоммуникационного оборудования
Проблемы нормативно-правового, организационно-технического и программного обеспечения защиты информационных систем
Смена поколений в стандартизации СКС
Проблемы и перспективы формирования мобильной медиасреды в России
Принципы организации сетевой инфраструктуры ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
Модульные отказоустойчивые системы бесперебойного питания: за и против
Все ТОПовые статьи >>