ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ НОМЕР
         
Показать все
статьи из этой
рубрики
Показать все
статьи этого
автора
Показать все
статьи по этой теме
НАШИ ИЗДАНИЯ
Connect! Мир Связи
Каталог-справочник
НАШИ ПРОЕКТЫ
Наши авторы о важном
СОТРУДНИЧЕСТВО
Выставки и конференции
Connect Conferences
РЕКЛАМА



Яндекс Цитирования





Rambler's Top100 Rambler's Top100


Современная телефония
IP-телефония для малых и средних   Георгий Башилов

Сам факт, что безопасности IP-телефонии в очередной раз посвящается тема в популярном телекоммуникационном издании, как нельзя более наглядно показывает, что IP-телефония из «редкой диковинки» постепенно становится востребованным и более того – критически важным для бизнеса приложением. Однако говорить о том, что IP-телефония достигла хотя бы зрелости, скорее всего преждевременно. Эта по-прежнему одна из наиболее быстро развивающихся отраслей связи готовит нам еще немало сюрпризов.

Большой секрет для маленькой компании Сравнение протоколов IP-телефонии – H.323 и SIP (Session Initiation Protocol) – долгое время оставалось одной из наиболее излюбленных тем – и для прессы, и для авторов всевозможных «белых бумаг», и для компаний, продвигающих ту или иную технологию (апологеты H.323, к слову, от этих баталий предпочитали уклоняться). Сейчас споры сошли, казалось бы, на нет – за явной и убедительной победой SIP. Практически все новые системы IP-телефонии, как глобальные, так и локальные, ориентированы на поддержку этого протокола – совместимость с H.323 обеспечивается лишь постольку-поскольку и нередко ограничивается поддержкой на уровне программных коммутаторов и шлюзов SIP/H.323 – с тем чтобы обеспечить взаимодействие с унаследованной H.323-телефонией.
Казалось бы, SIP одержал убедительную победу. Тем не менее, может статься, на смену ему уже идут другие протоколы, значительно облегчающие жизнь и конечным пользователям, и системным администраторам. Притом протоколы, изначально ориентированные на обеспечение повышенной безопасности и реализующие криптозащиту передаваемых голосовых данных, надежную аутентификацию и авторизацию пользователей.
В предлагаемой статье будут рассмотрены два примера – Skype, который сейчас на слуху у многих пользователей, и, видимо, несколько менее известная SymPhone (несмотря на куда как более долгую историю) – система компьютерной телефонии, разрабатываемая компанией TeleSym в расчете на корпоративных пользователей.
Skype ориентирован на открытые сети (в первую очередь – из-за отсутствия корпоративных индексов), что, впрочем, не мешает эстонским врачам широко использовать Skype в столь деликатной сфере, как общение с пациентами. Понятие индексов используют и SymPhone, и Skype – по сути, это аналог телефонных номерных планов из мира IP-телефонии, Skype и P2P. В настоящее время Skype использует только глобальные индексы. Хотя не исключено – с ростом популярности этой системы могут появиться и корпоративные индексы.

Диспозиция

Несмотря на явные различия, между двумя упомянутыми системами немало общего. Общая ориентация на публичные сети передачи данных для транспорта голосовых пакетов не предусматривает каких бы то ни было специальных мер по предоставлению качества обслуживания, однако необходимый результат - высокое качество передачи голосовой информации достигается применением кодеков, устойчивых к потерям пакетов. Обе системы без проблем работают адресов (NAT) и связаны общей терминологией. Но обо всем по порядку.
Начнем, пусть, может быть, и не в хронологическом порядке, со Skype - системы более распространенной, известной и, в силу бесплатности базовой функциональности, доступной.
Тем более что в августе 2004 г. исполнился всего лишь год с момента выхода первой беты, а официальный релиз - Skype 1.0 вышел не далее как в прошлом месяце.
К моменту выхода официального релиза дистрибутив этой программы, успевшей за время бета-тестирования разрастись с 3 до без малого 10 мегабайт, скачало более 10 млн человек, а сейчас, когда пишутся эти строки, с сайта www.skype.com отгружено более 20 млн дистрибутивов разных версий этой программы. В онлайне - то есть подключенными к Интернету, постоянно крутится около полумиллиона программных клиентов Skype. Учитывая, что последняя цифра в течение дня колеблется от 300 до 500-600 тыс., можно предположить, что Skype за год существования и меньше чем через месяц после официального релиза уверенно приближается к первому миллиону абонентов. Такому успеху, думается, могла бы позавидовать любая телекоммуникационная компания.
Совершенно очевидно, что Никласу Зенстрему и Янусу Фриису, авторам проекта Skype и известной на весь мир файлообменной службы KaZaA, маркетинговых умений не занимать - как и то, что такой успех невозможно объяснить одним лишь маркетингом.

Skype: начало

Среди преимуществ, отличающих Skype от других приложений IP-телефонии (из ряда Net2Phone, ICQ, AIM, MSN Messenger и т. д.), разработчики выделяют три ключевых фактора: качество голоса; простоту использования; защиту коммуникаций.

Качество голоса

По утверждениям представителей компании Skype, оно превосходит телефонное, а для работы с программой достаточно простого модемного соединения на скорости выше 33 кбит/с. Программа автоматически анализирует параметры линии и канала, связывающего абонентов, и в зависимости от результатов автоматически определяет оптимальную скорость (от 3 до 16 Кб/с) и подходящий кодек. Использование алгоритмов компании Global IP Sound обеспечивает устойчивость к потерям пакетов, хотя при скорости соединения 32 кбит/с и использовании канала для передачи других данных потери и искажения будут все же заметны (возникнут они наверняка и в других ситуациях - кодеки GIPS обеспечивают лишь относительную, до 30% потерь пакетов, устойчивость).

Простота использования

К числу недостатков подавляющего большинства приложений IP-телефонии авторы Skype относят (и вполне заслуженно) сложность настройки параметров, анализа и устранения возможных причин неисправности. Пользовательский интерфейс Skype, пожалуй, даже излишне аскетичен, предоставляя доступ лишь к внешним свисткам и фенечкам: сигналам вызова, способам индикации пришедших сообщений и т. д. Возможность выбора кодека и алгоритмов шифрования - за пределами интерфейса. Но самое главное: как утверждается (на момент написания заметки, увы, ыми межсетевыми экранами и трансляторами IP-адресов (NAT), решая тем самым одну из ключевых проблем IP-телефонии.

Защита коммуникаций

Все телефонные вызовы в сети Skype шифруются с использованием протокола AES и, таким образом, по мнению разработчиков, полностью защищены от перехвата. По утверждениям Зенстрема, такое шифрование и децентрализованность системы делают принципиально невозможным прослушивание разговоров в сети даже силами государственных спецслужб.
Впрочем, создатели Skype идут еще дальше и утверждают, что их приложение открывает новый класс коммуникаций - это уже не телефония и даже не пакетная телефония. Это P2P-телефония, или, в переводе, одноранговая телефония. Парадигмы и традиционной, и VoIP-телефонии основаны на централизованной обработке звонков и использовании для маршрутизации выделенных серверов, АТС и коммутаторов. По мнению Зенстрема, необходимость поддержания централизованной инфраструктуры, затраты на поддержание которой растут прямо пропорционально количеству абонентов, неизбежно сказывается на стоимости услуг и, в частности, не позволяет предоставлять услуги связи бесплатно1. Skype не имеет выделенного центра обработки вызовов, даже адресная книга и та, как утверждают разработчики, децентрализована: cоздатели Skype разработали технологию Global Index, позволяющую пользоваться услугами IP-телефонии и мгновенной отправки сообщений в распределенной одноранговой сети без специализированных серверов, осуществляющих регистрацию пользователей.
Для эмуляции централизованного учета Global Index использует концепцию многоярусной (multitiered) сети суперузлов (super-nodes), а для обеспечения улучшенного качества и маршрутизации звонков - осуществляет постоянный мониторинг межсетевых соединений.
Выбор суперузлов осуществляется динамически, по мере роста системы. Теоретически таким суперузлом может стать любой программный клиент Skype, при наличии должных (причем свободных) вычислительных ресурсов, скоростного ин




Заказать полную PDF-версию свежего номера Connect!



Показать все статьи по теме Телефонное оборудование

Поставьте свою оценку:
   1   2   3   4   5   

< Предыдущая статья

  
Следующая статья >

НАШИ ПРОЕКТЫ
ПРОСМОТР ПО ТЕМАМ
IP-телефония
Беспроводная связь
Бизнес-аналитика
Биллинг и OSS/BSS решения
Видеоконференцсвязь
Измерительная техника
Инфокоммунникации регионов
Информационная безопасность
ИТ-услуги
КИС (Корпоративные информационные системы)
Контакт-центры
КСПД (Корпоративные сети передачи данных)
Мобильная связь
Облачные технологии
Профессиональная радиосвязь
Серверные решения
Системы бесперебойного питания
Системы хранения данных
Ситуационные центры
Спутниковая связь
УПАТС
Фиксированная связь
Цифровое телевидение
TOP 20 СТАТЕЙ
Роль государства в обеспечении информационной безопасности
Консолидация телекоммуникационных ресурсов отраслей топливно-энергетического комплекса
Реквием по SoftSwitch
Трехсайтовая архитектура – реальная защита от катастроф
В Тулу за кальяноваром, или Что такое адаптивный call-центр
Ненадежность IP-телефонии: мифы и реальность
Четвертым будешь?
Путеводитель по рынку OSS-решений
В жизни все бывает, поэтому сделайте резервную копию…
Оптимизация энергопотребления в современном ЦОД
VSATизация России – промежуточные итоги
Современные программные телефоны
Аккумуляторные батареи для современных ИБП
Особенности информатизации телекоммуникационных компаний в России
Отечественные производители телекоммуникационного оборудования
Проблемы нормативно-правового, организационно-технического и программного обеспечения защиты информационных систем
Смена поколений в стандартизации СКС
Проблемы и перспективы формирования мобильной медиасреды в России
Принципы организации сетевой инфраструктуры ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
Модульные отказоустойчивые системы бесперебойного питания: за и против
Все ТОПовые статьи >>