ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ НОМЕР
         
Показать все
статьи из этой
рубрики
Показать все
статьи этого
автора
Показать все
статьи по этой теме
НАШИ ИЗДАНИЯ
Connect! Мир Связи
Каталог-справочник
НАШИ ПРОЕКТЫ
Наши авторы о важном
СОТРУДНИЧЕСТВО
Выставки и конференции
Connect Conferences
РЕКЛАМА



Яндекс Цитирования





Rambler's Top100 Rambler's Top100


Эффективный бизнес
Управление знаниями в компании   
… или как найти необходимую информацию за пять секунд

Скорее всего, каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда в короткие сроки необходимо было организовать презентацию/подготовить аналитический отчет/собрать информацию в других подразделениях или филиалах. В условиях цейтнота и вы не раз ругали Интернет, если не находили нужной информации, перешерстив огромный перечень файлов, предложенный в ответ на заданное слово. Приходилось также бегать по офису с вопросами типа, у кого может быть годовой отчет за 2002 год или координаты компании, которая в прошлый раз «устраивала организацию корпоративного мероприятия». Если такие ситуации стали в компании нормой, значит, пора подумать о системе управления знаниями. И тогда, войдя в определенную директорию – корпоративную базу знаний – со своего компьютера, вы, как по мановению волшебной палочки, получите необходимые данные. Всего за несколько секунд…

Управление знаниями в компанииОдин из наиболее часто цитируемых в области управления знаниями авторов Arie de Geus (Арие де Геус), отвечавший в компании Shell за сценарное планирование, сделал весьма радикальное заявление: способность познавать быстрее своих конкурентов, по-видимому, единственное устойчивое конкурентное преимущество компании. Примем это высказывание как аксиому. Доказательства пойдут ниже.

История вопроса
На Западе дисциплина управления знаниями, или knowledge management, родилась примерно два десятилетия назад. Она исследует, образно говоря, жизнь знаний внутри организаций.
Появление новой управленческой дисциплины стало очередным ответом на постоянно существующую в мире бизнеса потребность в создании все новых рычагов, формирующих конкурентные преимущества. Когда-то подобное превосходство обеспечивалось за счет наличия у одной фирмы и отсутствия у конкурентов некоторых знаний. Со временем уровень информации и знаний бизнес-соперников выровнялся. Как же соревноваться в условиях, когда все располагают примерно одинаковым интеллектуальным капиталом?
Первыми, кто профессионально стал управлять знаниями в рамках своих предприятий, были консалтинговые и юридические компании, информационные бюро. В силу специфики бизнеса такие фирмы заинтересованы в сохранении и тиражировании опыта внутри своих подразделений и филиалов. Как ни удивительно, но военные ведомства и специальные службы также проявили интерес к строительству систем корпоративных знаний. Несовершенство программного обеспечения (в настоящее время эта проблема уже не актуальна: рынок ПО для создания систем управления знаниями предлагает решения для компаний любого профиля и масштаба), компенсировалось четким пониманием необходимости создания целостной системы knowledge management.
В нашей стране вопрос управления знаниями ставился еще в советские времена и решался, разумеется, советскими методами. Движение наставничества – одно из прообразов современной системы knowledge management. Однако в начале 90-х в России наметился естественный спад интереса к теме. Отчасти из-за общей «смутности времени», отчасти в силу того, что программы для реализации данных проектов были «сыроваты», не всегда предлагались их русскоязычные версии.
Сегодня в России вторая волна интереса к системам управления знаниями, что объясняется рядом причин, в числе основных следующие:
- объем данных в информационных системах ежегодно увеличивается более чем в два раза;
- возрастает доля контентной составляющей: до 75% информации предприятия составляет неструктурированная информация (электронные и бумажные документы, изображения, медиаданные);
- улучшается аппаратная часть (оптоволоконные линии связи способствуют повышению пропускной способности сетей);
- высокая динамика бизнеса: быстро создаются новые компании, товары, услуги; проводится реорганизация предприятий (слияние, разделение и т. д.), следовательно, необходимо быстро реагировать на события;
- текучесть кадров, проектная организация работ (люди приходят и уходят по завершении проекта);
- значительное число компаний внедрило ERP-системы, позволяющие управлять ресурсами (однако вопрос, как управлять интеллектуальными ресурсами, по-прежнему остается открытым).

Зачем компании управлять своими знаниями – теория и практика
Бесспорно, что в современном бизнесе главный капитал любой компании – люди, их квалификация, умения, опыт. При этом знания и опыт сотрудника важны для него и для компании как на начальном этапе карьеры работника (проблема максимально быстрой адаптации на новом месте), так и на закате его трудового пути (проблема передачи дел, накопленных знаний). Знания сотрудников – важный стратегический запас, которым необходимо управлять.
Говоря о деятельности по управлению знаниями, представители западных компаний имеют в виду протекание в организации следующих восьми процессов:
1) создание новых знаний;
2) обеспечение доступа к ценным знаниям за пределами организации;
3) использование имеющихся знаний при принятии решений;
4) воплощение знаний в процессах, продуктах и/или услугах;
5) представление знаний в документах, базах данных, программном обеспечении и т. д.;
6) стимулирование роста знаний посредством организационной культуры и поощрений;
7) передача знаний из одного подразделения организации в другое;
8) измерение ценности интеллектуальных активов (knowledge assets) или/и влияния управления знаниями на результаты бизнеса.
Создав ресурс, позволяющий формировать базы данных по указанным разделам, и организовав оперативное обновление данным ресурсом, компания значительно облегчит поиск информации сотрудниками.
Это в теории. А что на практике? Поставьте себя на место новичка, впервые переступившего порог офиса. Он должен иметь возможность ознакомиться с документами, которые помогут сформировать четкое представление о компании и ее структуре, разобраться, кто и за что отвечает, кому и в каких случаях нужно звонить, уточнить перечень своих должностных обязанностей. И, кроме того, получить доступ к отчетам и аналитическим запискам предшественника, информационной базе компаний-партнеров, ресурсу знаний по отрасли (особенно, если он пришел из другого сектора). От того, насколько быстро сможет освоиться новичок, зависит его карьера и результаты труда – кто сегодня располагает временем на неспешное ознакомление с делами?!
Профессиональная адаптация нового сотрудника может идти по двум сценариям – пессимистическому и оптимистическому. В первом случае неофит долго и настойчиво теребит коллег и руководителя, задавая вопросы относительно перечисленных в предыдущем абзаце проблем, часами висит в Интернете в поиске нужной информации, что продолжается, как правило, не одну неделю. Второй вариант – новобранец получает доступ к корпоративной базе знаний и быстро понимает, где можно найти необходимую информацию.
В таком случае кажется, что какой-то волшебник загодя позаботился о максимуме удобств: как правило, ресурс корпоративной базы знаний структурирован по разделам (информация о компании, реализованные проекты и т. д. – см. выше).
Другой пример. Г-н Иванов увольняется.
В компании, где система управления знаниями отсутствует, он, в лучшем случае, передаст дела Петрову по схеме: «В этой папке лежат материалы конференции… Здесь у меня документация по… Список телефонов вот на этой доске…» и т. д. Едва дверь за спиной Иванова захлопнется, как Петров, у которого от обилия информации голова идет кругом, задастся вопросом: «А где, он сказал, лежит квартальный отчет». В случае же не очень мирного расставания Иванова с компанией Петров не получит и такой информации: обиженный Иванов безжалостно удалит все, ч




Заказать полную PDF-версию свежего номера Connect!



Показать все статьи по теме Другое

Поставьте свою оценку:
   1   2   3   4   5   

< Предыдущая статья

  
Следующая статья >

НАШИ ПРОЕКТЫ
ПРОСМОТР ПО ТЕМАМ
IP-телефония
Беспроводная связь
Бизнес-аналитика
Биллинг и OSS/BSS решения
Видеоконференцсвязь
Измерительная техника
Инфокоммунникации регионов
Информационная безопасность
ИТ-услуги
КИС (Корпоративные информационные системы)
Контакт-центры
КСПД (Корпоративные сети передачи данных)
Мобильная связь
Облачные технологии
Профессиональная радиосвязь
Серверные решения
Системы бесперебойного питания
Системы хранения данных
Ситуационные центры
Спутниковая связь
УПАТС
Фиксированная связь
Цифровое телевидение
TOP 20 СТАТЕЙ
Роль государства в обеспечении информационной безопасности
Консолидация телекоммуникационных ресурсов отраслей топливно-энергетического комплекса
Реквием по SoftSwitch
Трехсайтовая архитектура – реальная защита от катастроф
В Тулу за кальяноваром, или Что такое адаптивный call-центр
Ненадежность IP-телефонии: мифы и реальность
Четвертым будешь?
Путеводитель по рынку OSS-решений
В жизни все бывает, поэтому сделайте резервную копию…
Оптимизация энергопотребления в современном ЦОД
VSATизация России – промежуточные итоги
Современные программные телефоны
Аккумуляторные батареи для современных ИБП
Особенности информатизации телекоммуникационных компаний в России
Отечественные производители телекоммуникационного оборудования
Проблемы нормативно-правового, организационно-технического и программного обеспечения защиты информационных систем
Смена поколений в стандартизации СКС
Проблемы и перспективы формирования мобильной медиасреды в России
Принципы организации сетевой инфраструктуры ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
Модульные отказоустойчивые системы бесперебойного питания: за и против
Все ТОПовые статьи >>