ПОИСК
НАШИ ИЗДАНИЯ
Connect! Мир Связи
Каталог-справочник
НАШИ ПРОЕКТЫ
Наши авторы о важном
СОТРУДНИЧЕСТВО
Выставки и конференции
Connect Conferences
РЕКЛАМА



Яндекс Цитирования





Rambler's Top100 Rambler's Top100


10.2011_2

Концепция национальной инвойсинговой системы

Карл СУММАНЕН, вице-президент, начальник управления банковских процессов и технологий, ОАО «Банк ВТБ»

Одной из ключевых задач модернизации России является переход с распространенных технологий оборота документов на бумажном носителе на технологии информационного общества, основанные на обработке документов в электронном виде. Созданная в стране телекоммуникационная инфраструктура, сделавшая возможным массовый доступ населения и компаний в Интернет, и сформировавшаяся культура работы с электронными документами дают основания полагать, что в России сложились условия, необходимые для перехода к технологиям информационного общества. Особое место в ряду задач построения информационного общества занимает модернизация национальной платежной системы. В чем актуальность этой задачи, и что представляет собой оптимальный способ ее решения?

Электронные расчеты в России уже существуют в форме дистанционного банкинга, платежных карт, межбанковских электронных расчетов и расчетов через сеть Банка России. Тем не менее, говорить о полной модернизации национальной платежной системы нельзя, потому что столь важный ее компонент, как система выставления и обработки счетов на оплату (далее – инвойсинг), в отличие от многих других стран, в значительной степени основана на обороте бумажных документов (далее – материальный инвойсинг).

Выделяясь из остальной среды, которая в значительной степени уже «электронифицирована», материальный инвойсинг вынуждает процессы, в основном происходящие в электронном виде, на каком-то этапе переводить в бумажную форму, что в результате не позволяет реализовать потенциал электронной обработки.

Недостатки материального инвойсинга хорошо известны:

  • высокая стоимость операций формирования, выставления, доставки, получения и оплаты инвойсов на бумажном носителе из-за ручного труда в силу невозможности автоматизации указанных операций на бытовом уровне и высокой стоимости их автоматизации на промышленном, а также использования дорогостоящих материалов (конвертов, бумаги);
  • крайне нетехнологичная, ненадежная и плохо автоматизируемая логистика, основанная на доставке материальных инвойсов (далее – МИ) почтой или курьерскими службами, не позволяет сократить сроки доставки МИ (а тем более говорить об оперативной обработке, близкой к реальному времени) и сделать этот процесс прозрачным и отслеживаемым;
  • ненадежная адресация МИ, так как почтовый адрес может не совпадать с фактическим нахождением плательщика, например, из-за переезда или временного отсутствия, что создает риски неполучения МИ.

В случае изменения платежных реквизитов уже отправленные счета содержат старые реквизиты, что не позволяет их оплатить либо приводит к оплате по неверным реквизитам. Из-за ненадежности и непрозрачности процесса обработки МИ эмитент, как правило, не имеет возможности выяснить состояние либо получить юридически значимое подтверждение получения МИ плательщиком, а отсутствие обратной связи не позволяет оптимизировать процессы контроля оплаты и повторного выставления МИ.

Непрозрачность и непредсказуемость процессов обработки МИ зачастую являются причиной вынужденных задержек платежей, когда плательщик готов платить, но не в состоянии этого сделать из-за неполучения МИ в срок. В таких случаях страдают и эмитент, который не может надежно прогнозировать поток входящих платежей, и плательщик, на которого начисляются пени.

Технология материального инвойсинга, предполагающая физическую доставку МИ в определенное место, противоречит тенденции глобализации мировой экономики, которая проявляется, в частности, в снижении степени «привязанности к местности» физических и юридических лиц. Плательщик (физическое лицо), активно перемещающийся по территории страны, а иногда и земного шара, зачастую сталкивается с проблемой получения МИ в месте своего нахождения.

Глобализация экономики порождает глобализацию компаний, которые, имея подразделения по всему миру и используя глобальные производственные процессы, вынуждены повышать операционную эффективность, в том числе за счет централизации функций. В рамках материального инвойсинга возможности компаний решить такую задачу весьма ограничены.

Из-за нетехнологичности операций получения и оплаты МИ указанные операции плохо автоматизируются. Даже если плательщик согласен автоматически оплачивать инвойсы от определенного эмитента, он вынужден тратить время на получение и ручную оплату МИ, рискуя ошибиться при вводе многочисленных реквизитов МИ (ОКПО, ОГРН, КПП, КБК, ИНН и т. д.).

Малая механизация в виде штрих-кода на МИ, позволяющая считывать реквизиты платежа, облегчает жизнь банковских операционистов и несколько снижает риски ошибок ввода, но может рассматриваться только как усовершенствование устаревшей технологии. Нетехнологичность процессов обработки МИ делает практически невозможной или дорогостоящей реализацию сложных схем выполнения платежа, таких как согласование инвойса до выставления, оперативная оплата, автоматическая оплата (с акцептом или без) банком плательщика.

Материальный инвойсинг, отличающийся неэкологичностью, усугубляет проблемы вырубки лесов, образования бумажного мусора и даже транспортные проблемы из-за необходимости перевозки МИ. Особенности материального инвойсинга иногда порождают странные ситуации. Стоимость обработки МИ (формирование, выставление, доставка) для получателя платежа, в зависимости от ситуации составляющая от 30 до 150 руб., в некоторых случаях может превышать сумму к оплате.

Для плательщика стоимость процесса оплаты, понимаемая как сумма прямых расходов (например, стоимость бензина) плюс трудозатраты на оплату счета (потраченное время) в денежном выражении, также может превышать сумму инвойса. Автору как-то пришлось затратить около двух часов на оплату госпошлины за бланк паспорта в сумме 5 руб.

Стоимость обработки МИ платежным агентом может превышать размер комиссии агента, а если агент перекладывает расходы на плательщика, комиссия может быть сравнима или превышать сумму инвойса. Перечисленные примеры «экономических абсурдов» свидетельствует о системной несостоятельности существующей модели материального инвойсинга, в частности, ее принципиальной неприменимости для микроплатежей.

По сути, материальный инвойсинг – технологический атавизм, снижающий «операционную эффективность» общества и тормозящий развитие в других областях, причем недостатки материального инвойсинга в силу их системного характера не могут быть устранены путем совершенствования, необходимо кардинальное изменение модели инвойсинга. Затянувшееся существование материального инвойсинга объясняется уже сделанными инвестициями в инфраструктуру, необходимостью преодоления инвестиционного барьера для перехода на новые технологии и в значительной мере инерцией мышления.

В условиях кризиса для большинства хозяйствующих субъектов приоритетным стал вопрос повышения операционной эффективности за счет снижения расходов, в том числе вследствие перехода не электронный инвойсинг. Спрос породил предложения, стали появляться частные системы электронного инвойсинга, разработанные различными компаниями.

Хотя возникновение подобных систем является положительной тенденцией, поскольку способствует повышению операционной эффективности общества, вряд ли такую модель развития электронного инвойсинга можно считать оптимальной. Основной недостаток заключается в закрытости и локальности создаваемых систем (региональной или ведомственной), отсутствии единых стандартов и, как следствие, сложности интеграции.

История других стран показывает, что общество рано или поздно приходит к пониманию необходимости выработки единых стандартов и создания национальной системы электронного инвойсинга. С этой точки зрения у России, отставшей от других стран, появилась удачная возможность, пропустив этап развития и сразу внедрив национальную систему электронного инвойсинга, быстро догнать конкурентов. Отказ от реализации такой возможности может стать непростительной ошибкой.

Ключевым является вопрос организации и управления процессом проектирования и разработки НИС. Представляется, что модель эволюционного самоуправляемого развития в данном случае малоприменима, во-первых, из-за продолжительности процессов эволюционной выработки единых стандартов, во-вторых, из-за неэффективности результирующих стандартов в силу их неизбежной компромиссности.

Такая системная особенность НИС, как базирование на национальных стандартах, предполагает, что процесс проектирования и создания НИС должен управляться сверху – вниз и иметь, например, статус национального проекта. Роль координатора должно взять на себя государство в лице госструктуры, обладающей необходимыми ресурсами, экспертизой, опытом проектирования и создания платежных и расчетных систем национального масштаба.

Аналогичный подход с координирующей ролью государства, созданием национальных стандартов и жестким регулированием на уровне национального законодательства был успешно использован в ряде развивающихся стран Латинской Америки, создавших наиболее эффективно функционирующие национальные системы электронного инвойсинга.

Ввиду сложности и инновационного характера проектирование НИС «в один проход» с полной проработкой всех деталей практически невозможно. С учетом этого целесообразным представляется поэтапное создание НИС. Чтобы четко понимать, куда двигаться, на первом этапе необходимо разработать первичную концепцию НИС, в рамках которой будут проработаны как долгосрочные цели, например, видение НИС в перспективе 10–30 лет, так и краткосрочные задачи для реализации в рамках первой очереди внедрения НИС. Функциональность задач первой очереди должна быть выбрана так, чтобы, с одной стороны, дать возможность проверить работоспособность концепции и основных компонентов НИС, с другой – по возможности получить экономический эффект.

С учетом инновационного и комплексного характера концепции для ее разработки должна быть сформирована команда, включающая представителей всех основных участников, пользователей и регуляторов НПС, в том числе банков, международных и частных платежных систем, страховых компаний, сервис-провайдеров, профессиональных экспертов, представителей академических кругов, государственных ведомств и т. д.

Поскольку в России отсутствует практический опыт внедрения и эксплуатации систем инвойсинга национального масштаба, к участию в разработке концепции, а в дальнейшем и к реализации проекта целесообразно привлечь крупную зарубежную компанию, имеющую соответствующий опыт (Tieto etc).

В рамках первого этапа на базе первичной концепции необходимо создать базовую инфраструктуру и на ее основе внедрить в одном или нескольких пилотных регионах первую очередь НИС, реализующую краткосрочные задачи, которые определены в первичной концепции.

С целью снижения инвестиционного барьера, сохранения ранее сделанных инвестиций и предоставления участникам НИС возможности получать доходы от участия в НИС в короткие сроки процесс внедрения НИС должен быть организован так, чтобы максимально использовать уже существующие технологические и бизнес-решения. Для этого НИС должна обеспечивать возможность реализации сервисов существующих платежных и расчетных сервисов, в частности, производить оплату ЭИ с применением платежных карт, электронных денег, средств на расчетных счетах с использованием существующих систем ДБО и т. п.

После апробации концепции НИС на примере задач первой очереди концепция НИС должна быть доработана с учетом полученного опыта и выявленных недостатков, затем можно будет перейти к разработке и внедрению промышленной очереди НИС с последующим развертыванием на всей территории страны.

Требования к НИС

Основу предлагаемой концепции НИС составляет принцип расширенной функциональной эквивалентности – перенос процессов формирования и обработки МИ в среду оборота электронных документов с одновременным расширением функциональности, чтобы максимально использовать дополнительные возможности новой среды.

В электронном инвойсинге предлагается воспроизвести существующие процессы и артефакты материального инвойсинга, за исключением случаев, когда существующие процессы имеют смысл только для материальных объектов, либо спроектировать более оптимальный вариант. Если позволяют возможности электронного инвойсинга, могут быть реализованы новые процессы.

При проектировании НИС предлагается следовать принципу «технические возможности не должны ограничивать бизнес-решения», в соответствии с которым технический и технологический потенциал НИС не должен ограничивать как существующие, так и перспективные потребности бизнеса.

Очевидно, что потребности бизнеса в данный момент времени не могут выходить за рамки действующего законодательства. Однако было бы ошибкой проектировать НИС, ориентируясь только на то, что разрешено и используется в данный момент. Во- первых, законодательство меняется, и то, что запрещено сегодня, может стать возможным завтра. Во-вторых, создание полнофункциональной НИС, в которой новые функции, предоставляемые электронным оборотом документов, максимально реализованы на уровне технологий, в дальнейшем позволит поставить вопрос об изменении процессов обработки ЭИ на бизнес-уровне, а при необходимости и об изменении законодательства.

НИС должна реализовывать принцип открытости, предполагающий необязательность парных договорных отношений между пользователями. В рамках НИС любой эмитент может выставить ЭИ любому плательщику без предварительного заключения соглашения об обмене ЭИ. Подчеркнем, что данный принцип не отрицает двусторонних договорных отношений и не означает, что плательщик обязан обработать ЭИ, – подобного рода отношения находятся за рамками НИС.

НИС должна отвечать требованиям юридической значимости и обеспечивать возможность юридически значимого подтверждения/доказательства факта совершения пользователями любых существенных действий, например, выставление, маршрутизация, доставка, получение и обработка инвойса, и, в частности, подтверждения доставки инвойса до места, в котором инвойс гарантированно доступен плательщику, а также подтверждение факта получения инвойса плательщиком.

На технологическом уровне НИС должна быть нейтральной по отношению:

  • к прикладной области и размеру бизнеса и удовлетворять потребности пользователей независимо от того, каким видом деятельности или бизнеса они занимаются и каком объеме;
  • к категории пользователя и в равной степени обеспечивать потребности всех – физических лиц, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, государственных и муниципальных структур, судебных органов и других, если таковые появятся;
  • к резидентности пользователя и в равной степени обеспечивать потребности резидентов и нерезидентов.

 

Пользователь любой категории и резидентности должен иметь возможность выступать в любой роли, в частности, как сторона, выставляющая счет (эмитент) или его оплачивающая (плательщик). Например, физическое лицо должно иметь возможность выставить ЭИ юридическому лицу или министерству. Естественно, если законодательство предусматривает какую-то дискриминацию по признаку категории либо резидентности пользователя, соответствующие ограничения должны      реализовываться в НИС.

НИС должна отвечать требованию экстерриториальности, провайдеры сервисов инвойсинга должны иметь возможность предоставить пользователю доступ к сервисам НИС независимо от его местонахождения. Кроме того, НИС должна обеспечивать выполнение требования минимальной стоимости для любых действий в процессе жизненного цикла ЭИ, в частности, давать возможность автоматически выполнять      максимальное количество действий, а в случае ручных операций – минимизировать их трудоемкость.

Как часть национальной технологической инфраструктуры НИС должна быть основана на национальных стандартах в области инвойсинга, обязательных для применения всеми участниками и пользователями НИС на всей территории страны. На национальном уровне должны быть определены и централизованно управляться как технологические стандарты – таксономия и форматы сообщений, основные технологические процессы и процедуры, интерфейсы, так и общие правила обработки ЭИ.

Для того чтобы в полной мере реализовать потенциал электронной обработки информации в различных областях, НИС должна на технологическом уровне (изменение законодательства – отдельный вопрос) обеспечить возможность перевода в электронную форму обработки всех видов документов, возникающих в жизненном цикле сделки по приобретению товаров и/или услуг.

Как показывает опыт других стран, НИС должна проектироваться с учетом решения задач, связанных с исчислением и уплатой налогов и составлением налоговой отчетности, а документы, обрабатываемые в рамках НИС, должны отвечать требованиям налогового законодательства.

Предлагаемая область действия электронного инвойсинга показана на рис. 1.

Область действия электронного инвойсинга

Рис. 1. Область действия электронного инвойсинга

Как следствие, НИС должна обеспечивать принципиальную техническую и технологическую возможность полной сквозной автоматической обработки транзакции «формирование ЭИ → выставление ЭИ → доставка ЭИ → получение ЭИ → обработка ЭИ → оплата ЭИ → подтверждение оплаты → доставка подтверждения → получение подтверждения → обработка подтверждения» по схеме конечное приложение – конечное приложение (например, ERP – ERP).

Вышеописанное требование сквозной автоматической обработки является частным случаем более общего требования, состоящего в том, что НИС должна обеспечивать возможность реализации и исполнения глобальных бизнес-процессов, под которыми понимаются распределенные бизнес-процессы с участием нескольких пользователей (например, компаний), внутри каждого из которых реализуются локальные подпроцессы глобального бизнес-процесса. При этом управление локальными бизнес-процессами обеспечивается внутренними BPM-приложениями участников, управление глобальными процессами – внешним приложением, в роли которого в случае инвойсинга может быть НИС.

НИС должна обеспечивать возможность гибкой настройки и управления со стороны плательщика маршрутизацией и политикой доставки ЭИ. В частности, пользователь должен иметь возможность задать дифференцированную политику маршрутизации, при которой точка доставки ЭИ будет функций реквизитов ЭИ, например, эмитента, типа или суммы ЭИ. НИС должна удовлетворять требованию гарантированной доставки – ЭИ при любом развитии событий не должен «зависать», и процесс обработки ЭИ должен быть завершен в установленное время с определенным результатом. Основу системы маршрутизации ЭИ должен составлять механизм идентификации пользователя НИС на базе единого универсального для всех категорий пользователей и участников жизненного цикла инвойса уникального идентификатора.

Наряду с этим НИС должна обеспечивать обработку ЭИ во всех необходимых пользователям режимах (а также возможность для пользователя самостоятельно задать такие режимы), в том числе, при необходимости, в режиме реального времени. Эмитентам и плательщикам должна быть обеспечена возможность использования различных режимов выставления и обработки инвойса. Например, помимо обычной схемы выставления ЭИ по инициативе эмитента в некоторых случаях более удобен режим запроса ЭИ со стороны плательщика. В целях обеспечения технической возможности автоматизации и реализации различных схем обработки ЭИ НИС должна обеспечивать интерфейсы для интеграции с внешними информационными системами, в том числе банков и эмитентов ЭИ (например, ЕИРЦ или интернет-эквайера).

НИС должна обеспечивать возможность развития, в частности, реализации выделенными группами пользователей на основе базовой функциональности НИС отраслевой функциональности, необходимой этим группам, например, включение в состав ЭИ специфической для какого-то бизнеса информации.

НИС должна удовлетворять требованию минимизации операционных рисков, в том числе за счет максимального уровня автоматической обработки, упрощения и формализации ручных операций, реализации различных контролей и проверок ручных действий, использования контрольных разрядов, где это возможно, и т. п.

Организация доступа к сервисам НИС должна строиться на основе принципа свободы выбора поставщика услуг. Как эмитент, так и плательщик должны иметь возможность выбора коммерческого провайдера сервисов НИС либо прямого подключения к НИС на платной основе.

Коммерческие провайдеры сервисов НИС должны иметь возможность, используя единый для всех участников стандартный набор сервисов НИС, создавать собственные уникальные продуктово-сервисные предложения. В результате конкуренция между провайдерами пользовательских сервисов должна сместиться с уровня технологий, которые должны стать технологической инфраструктурой совместного развития и использования, на уровень коммерческих пользовательских сервисов.

Провайдерам пользовательских сервисов НИС должна обеспечивать техническую и технологическую возможность предоставления всем категориям пользователей, независимо от их роли, многоканального доступа к сервисам НИС. ИСП должна быть предоставлена возможность создания единого информационного пространства пользователя, например, получить в «одном окне» информацию об ЭИ, подписаться на уведомления о событиях жизненного цикла ЭИ, вмешаться в ход обработки ЭИ, оплатить ЭИ и т. п.

Глобализация мировой экономики, которая проявляется, в частности, в расширении международных торговых отношений и, как следствие, в увеличении объема международных расчетов, формирует потребность в услугах международного инвойсинга. В связи с этим необходимо уже на этапе проектирования архитектуры и разработки стандартов НИС учесть необходимость в дальнейшем интеграции с НИС других стран.

Что касается безопасности, то НИС должна отвечать стандартным требованиям, применимым к финансовым и банковским системам, и предоставлять возможность использования средств защиты информации, достаточных для обеспечения разумного уровня защиты интересов пользователей НИС, в том числе от мошеннических действий, и защиты персональных данных.

Архитектура и технологические принципы НИС

Основная технологическая инфраструктура НИС представлена сетью инвойсинг- сервис-провайдеров (рис. 2), на договорной основе оказывающих услуги по обработке ЭИ конечным пользователям.

Актуальную адресную информацию о пользователях, необходимую для корректной доставки ЭИ, ИСП получают по запросам от национального оператора системы электронных взаимодействий на основании заключенных с ним соглашений. Передача ЭИ осуществляется напрямую между ИСП с использованием стандартных протоколов, обеспечивающих транзакционность, гарантированную доставку и безопасность информации.

 Организационная архитектура НИС

Рис. 2. Организационная архитектура НИС

В качестве ИСП могут выступать как специализированный провайдер, предоставляющей только базовые сервисы инвойсинга (прием ЭИ, контроль формата; маршрутизация и доставка; хранение ЭИ; передача ЭИ плательщику), так и неспециализированный (банк, оператор связи, интернет-провайдер, оператор терминальных устройств), в дополнение к базовым предлагающий смежные сервисы (оплата ЭИ, печать ЭИ и т. п.).

Пользователями НИС могут быть любые субъекты – участники экономических процессов, предоставляющие или получающие платные услуги и, соответственно, имеющие потребность выставлять или оплачивать инвойс. Один и тот же субъект в зависимости от ситуации может быть как продавцом, так и получателем услуги и с точки зрения НИС выступать в роли и эмитента, и плательщика соответственно.

Для подключения к НИС пользователь заключает соглашение о предоставлении услуг инвойсинга с одним из коммерческих ИСП. При желании пользователь может заключить соглашения с несколькими ИСП, например, второй ИСП будет использоваться в случаях недоступности основного. Заключив соглашение с ИСП, пользователь получает доступ к сервисам системы электронных взаимодействий (регистрация в этой системе, получение НИК, настройка политик доставки, передача ЭС) и дополнительным сервисам, предлагаемым ИСП (автоматическая обработка и оплата ЭИ, многоканальная нотификация о событиях обработки ЭИ, настройка переадресации ЭИ и т. п.).

Режимы оплаты ЭИ, настраиваемые пользователем, могут варьироваться от полностью автоматической оплаты отдельных видов ЭИ от определенных доверенных эмитентов до оплаты в ручном режиме. В качестве источников средств оплаты ИСП может предлагать различные финансовые инструменты, например, текущие счета в разных валютах, платежные карты, счета электронных денег. Одним из вариантов оплаты ЭИ, позволяющих сохранить ранее сделанные инвестиции и ускорить проникновение НИС благодаря использованию существующей инфраструктуры, является создание бумажной копии ЭИ на бумаге с печатью штрих-кода, содержащего основные атрибуты ЭИ для оплаты через отделение банка с автоматическим считыванием атрибутов.

Доступ к сервисам НИС осуществляется через любые каналы доступа (в том числе удаленного), предлагаемые ИСП, например, точки обслуживания и продаж, Интернет, мобильные телефоны, платежные терминалы, и может комбинироваться с другими сервисами, предлагаемыми ИСП. Например, банк может предоставлять доступ к сервисам НИС и возможность оплаты ЭИ через каналы системы ДБО.

Формат ЭИ должен обеспечивать реализацию любых бизнес-требований, связанных с обработкой ЭИ, в частности, гарантировать поддержку всех видов инвойсов и других видов документов, используемых при совершении сделок, в том числе счетов-фактур, счетов на оплату более чем одной услуги, группировки нескольких счетов на одного плательщика в одном ЭИ и т. п. Для      автоматической обработки ЭИ информация внутри ЭИ должна быть представлена в структурированном и максимально детализованном виде с выделением всех семантически выделяемых значений в отдельные атрибуты.

Формат ЭИ должен обеспечивать возможность расширения и, в частности, создания пользователями НИС собственного пользовательского уровня обмена информацией, например, передачи сообщений между пользователями без обработки этой информации НИС и/или СЭВ. Например, формат ЭИ должен предусматривать возможность вложений произвольного формата и размера.

Особое внимание должно быть уделено реквизитам электронных инвойсов, относящихся к налогам и сборам. Подобная информация должна быть декомпозирована до «атомарных» параметров с выделением различных видов налога, параметров, применяемых при исчислении сумм налогов (налоговых ставок и т. п.), налогов, начисляемых на налоги, и т. д., а также обеспечивать возможность плательщику проверять правильность исчисления сумм налогов и использовать полученную в ЭИ информацию для решения собственных задач в части исчисления налогов и составления налоговой отчетности.

Национальная система электронных взаимодействий

Один из элементов национальной технологической инфраструктуры – национальная система электронных взаимодействий (далее – СЭВ), которая обеспечивает передачу электронных сообщений в интересах НИС и других систем, использующих оборот и обработку электронных сообщений. Основу СЭВ составляет единый национальный стандарт маршрутизации и доставки электронных сообщений произвольной природы. Являясь транспортной платформой для различных областей, СЭВ должна быть нейтральной по отношению к предметной области. Как следствие, формат ЭС, установленный национальным стандартом, должен включать транспортный конверт, содержащий только параметры, необходимые для маршрутизации.

Управление функционированием и развитием СЭВ осуществляется национальным оператором, который устанавливает национальные стандарты, основные процедуры и правила, функции, права и обязанности участников СЭВ; обеспечивает ведение национального реестра пользователей и подключение к СЭВ сервис-провайдеров. Система маршрутизации ЭС и идентификации пользователей основана на национальном реестре пользователей СЭВ – централизованной базе данных, которая ведется на национальном уровне, содержит учетные записи пользователей всех систем, в том числе НИС, использующих сервисы СЭВ.

 Маршрутизация и доставка ЭС

Рис. 3. Маршрутизация и доставка ЭС

Пользователи систем, использующих сервисы СЭВ, независимо от их категории (физические лица, индивидуальные предприниматели, все виды юридических лиц, включая государственные и муниципальные организации и ведомства, резиденты и нерезиденты РФ), в обязательном порядке регистрируются в НРП. Допускается только однократная регистрация пользователя в СЭВ. При регистрации пользователя в НРП создается его профиль – совокупность параметров, описывающих пользователя. В состав профиля пользователя входит политика доставки – совокупность параметров и правил, задающих алгоритм определения адреса, по которому должно быть передано ЭС, чтобы считаться доставленным пользователю.

Каждому пользователю назначается национальный идентификационный код (НИК) – уникальный идентификатор, однозначно определяющий пользователя на множестве пользователей СЭВ. НИК используется как универсальный идентификатор во всех случаях, когда необходима идентификация пользователя. Для доступа к сервисам СЭВ пользователь заключает соглашение с одним или несколькими сервис-провайдерами, предусматривающее доступ получателя через интерфейсы сервис-провайдера к своему профилю, ведущемуся в НРП.

Для доставки пользователю ЭС используются виртуальные почтовые ящики (ВПЯ) пользователя, открываемые последним у обслуживающих его сервис-провайдеров (рис. 3). Пользователь может открыть неограниченное количество ВПЯ у одного или разных сервис-провайдеров. Маршрутизация ЭС осуществляется на основе политики доставки, ответственность за поддержание которой в актуальном состоянии несет пользователь. Доставка ЭС до любого из активных ВПЯ пользователя считается доставкой ЭС до пользователя, который контролирует поступление ЭС в открытые им ВПЯ. Провайдер ведет актуальные копии политики доставки пользователя, для актуализации которых используется уведомление провайдера об изменениях.

Провайдер отправителя может хранить копию политики доставки получателя, но не отвечает за ее актуальность. Маршрутизация ЭС осуществляется провайдером отправителя с использованием локальной копии политики доставки получателя . Если локальная копия политики доставки отсутствует, она запрашивается у НО.

Для иллюстрации рассмотрим процесс маршрутизации и доставки ЭС после изменения получателем, имеющим соглашения об обслуживании с двумя провайдерами, политики доставки.

  1. Через интерфейс, предоставляемый одним из провайдеров, получатель изменяет политику доставки.
  2. В соответствии с порядком, предусмотренным договором о предоставлении сервисов, например электронного инвойсинга, отправитель формирует ЭС установленного формата и направляет своему сервис-провайдеру.
  3. Провайдер отправителя проверяет наличие копии политики доставки получателя и, если политика доставки отсутствует, запрашивает у НО актуальную версию.
  4. Используя локальную копию политики доставки, провайдер отправителя определяет адрес ВПЯ получателя и передает ЭС с указанием в запросе даты и времени политики доставки, использованной для маршрутизации.
  5. Провайдер получателя, получив ЭС, проверяет дату и время политики доставки, использованной отправителем, наличие и состояние ВПЯ получателя (имеется/отсутствует, открыт/закрыт, закрыт для отправителя/вида ЭС и т. п.).
  6. Если политика доставки актуальна, ВПЯ получателя существует, его состояние и настройки позволяют принять поступившее ЭС, провайдер принимает ЭС и возвращает провайдеру отправителя ответное сообщение, подтверждающее доставку ЭС до ВПЯ отправителя. С этого момента ЭС считается доставленным получателю.
  7. Провайдер отправителя, получив подтверждение приема ЭС провайдером получателя и квитанцию, сохраняет данную информацию в своей базе данных. При наличии подписки отправителя на уведомление о результатах обработки ЭС направляет ЭС соответствующее сообщение.
  8. Если политика доставки, использованная провайдером отправителя, неактуальна либо ЭС не может быть принято по другим причинам, провайдер получателя возвращает отказ с кодом причины отказа.
  9. Провайдер отправителя, получив отказ по причине неактуальности ПД, запрашивает у НО актуальную версию политики доставки отправителя, получив которую, повторно маршрутизирует и передает ЭС, например, в адрес другого провайдера получателя.

ТЕРМИНЫ И СОКРАЩЕНИЯ

Термины

  • Инвойс – документ, используемый в целях оформления расчетов при продаже товаров/услуг, в том числе счет, выставляемый продавцом, счет-проформа, счет-фактура.
  • Инвойсинг – деятельность по приему и доставке инвойсов.
  • Инвойсинг-сервис-провайдер (ИСП) – участник НИС, предоставляющий пользователям услуги инвойсинга.
  • Материальный инвойс (МИ) – инвойс на бумажном носителе.
  • Национальная инвойсинговая система - компонент национальной инфраструктуры НПС в виде совокупности национальных стандартов, организационных и технологических решений и участников НПС, обеспечивающий обработки электронных счетов на оплату (Инвойсов).
  • Плательщик – пользователь, получающий инвойс.
  • Пользователь – субъект, использующий сервисы НИС, в том числе в качестве плательщика или эмитента.
  • Участник – юридическое лицо, в рамках НИС предоставляющее услуги пользователям и/или участникам НИС.
  • Электронный инвойс (ЭИ) – инвойс в форме электронного документа.
  • Эмитент – пользователь НИС, выставляющий инвойс.
  • Профиль пользователя (ПП) – совокупность данных пользователя, необходимых для использования им сервисов, предлагаемых СЭВ, в том числе политика доставки.
  • Политика доставки (ПД) – совокупность параметров и правил, задающих алгоритм определения адреса, по которому должно быть передано ЭС, чтобы считаться доставленным пользователю.

Сокращения

  • ИСП – инвойсинг-сервис-провайдер.
  • МИ – материальный инвойс.
  • НИК – национальный идентификационный код.
  • НИС – национальная инвойсинговая система.
  • ЭИ – электронный инвойс.
  • ЭС – электронное сообщение.
НАШИ ПРОЕКТЫ
ПРОСМОТР ПО ТЕМАМ
IP-телефония
Беспроводная связь
Бизнес-аналитика
Биллинг и OSS/BSS решения
Видеоконференцсвязь
Измерительная техника
Инфокоммунникации регионов
Информационная безопасность
ИТ-услуги
КИС (Корпоративные информационные системы)
Контакт-центры
КСПД (Корпоративные сети передачи данных)
Мобильная связь
Облачные технологии
Профессиональная радиосвязь
Серверные решения
Системы бесперебойного питания
Системы хранения данных
Ситуационные центры
Спутниковая связь
УПАТС
Фиксированная связь
Цифровое телевидение
TOP 20 СТАТЕЙ
Роль государства в обеспечении информационной безопасности
Консолидация телекоммуникационных ресурсов отраслей топливно-энергетического комплекса
Реквием по SoftSwitch
Трехсайтовая архитектура – реальная защита от катастроф
В Тулу за кальяноваром, или Что такое адаптивный call-центр
Ненадежность IP-телефонии: мифы и реальность
Четвертым будешь?
Путеводитель по рынку OSS-решений
В жизни все бывает, поэтому сделайте резервную копию…
Оптимизация энергопотребления в современном ЦОД
VSATизация России – промежуточные итоги
Современные программные телефоны
Аккумуляторные батареи для современных ИБП
Особенности информатизации телекоммуникационных компаний в России
Отечественные производители телекоммуникационного оборудования
Проблемы нормативно-правового, организационно-технического и программного обеспечения защиты информационных систем
Смена поколений в стандартизации СКС
Проблемы и перспективы формирования мобильной медиасреды в России
Принципы организации сетевой инфраструктуры ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ»
Модульные отказоустойчивые системы бесперебойного питания: за и против
Все ТОПовые статьи >>